В регионах и местностях, где региональные ставки правильно применяются к зарплате, начисленной застрахованным лицам исходя из минимального размера оплаты труда, размер пособий определяется с учетом этих взносов. Это определено в разделе 11.1 Положения о порядке исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года, 375.
Эксперты Фонда социального страхования РФ трактуют это положение таким образом, что региональный коэффициент применяется к сумме пособий, уже рассчитанных по МРОТ, а не по минимальному размеру оплаты труда («Пособия. Консультации» сайт Фонда). Видно, что фактический заработок сравнивается с минимальным размером оплаты труда без увеличения регионального коэффициента. Если первая цена ниже второй, то пособие рассчитывается по минимальному размеру оплаты труда. Затем итоговый результат умножается на региональный коэффициент. В противном случае выгода рассчитывается по фактическому заработку с учетом региональных ставок.
Пример.
В январе 2018 года вы не смогли отработать 15 календарных дней. Региональный коэффициент равен 1,5. Минимальный размер оплаты труда — 9 489 рублей. Пособие рассчитывается исходя из 100 % среднего заработка за весь период.
Вариант 1: Реальный заработок за 2016-2017 годы с учетом районного коэффициента — 250 000 рублей.
Реальный средний дневной заработок = 250 000 руб. : 730 = 342,47 РУБ.
Средний дневной заработок большинства = 9489 руб. х 24: 730 = 311. 97 руб.
В связи с более высокой начальной ценой пособия не рассчитываются по минимальному размеру оплаты труда.
342. 47 руб. х 100% х 15 кг = 5137. 05 руб.
Вариант 2. Нет реального заработка за 2016-2017 гг.
Пособие рассчитывается исходя из минимального размера оплаты труда. При расчете пособия применяется районный коэффициент.
x 100% x 15 к. д. x 1. 5 = 7019. 33 фрикц.
Как видите, применение предложенной ФСС России методики учета районных коэффициентов может привести к тому, что в расчетном периоде неоплачиваемые работники имеют право на более высокие пособия, чем работники с меньшим заработком (с одной стороны больше месячного заработка, но с учетом периферийного коэффициента минимальный размер месячной оплаты труда составляет (меньше, чем повышение).
Такое толкование статьи 11.1 нашего Положения представляется несправедливым. Надбавки к минимальному размеру оплаты труда вряд ли будут соответствовать смыслу закона. Цель учета этого местного коэффициента — увеличить минимальную сумму в тех районах, где труд оплачивается по более высокой ставке. Сравнение фактического заработка с минимальным производится через средний дневной заработок (письмо Фонда социального страхования РФ от 11 марта 2013 г. N 14-03-18/05-2129). Поэтому районные коэффициенты необходимо учитывать уже на этапе определения как фактического (в составе расчетной выплаты), так и мизерного (умноженного на соответствующую величину).
Пересчитаем приведенный выше пример, используя данную логику.
Пример.
В январе 2018 года вы не смогли отработать 15 календарных дней. Региональный коэффициент равен 1,5. Минимальный размер оплаты труда — 9 489 рублей. Пособие рассчитывается исходя из 100 % среднего заработка за весь период.
Вариант 1: Реальный заработок за 2016-2017 годы с учетом районного коэффициента — 250 000 рублей.
Реальный средний дневной заработок = 250 000 руб. : 730 = 342,47 РУБ.
Минимальное среднедневное вознаграждение = 9489 руб. х 1. 5 х 24: 730 = 467. 95 руб.
Второе значение больше, поэтому и пособия рассчитываются по нему.
467. 95 руб. х 100% х 15 кг = 7019. 25 руб.
Вариант 2. Нет реального заработка за 2016-2017 гг.
Пособие рассчитывается по минимальному среднедневному заработку.
467. 95 руб. х 100% х 15 кг = 7019. 25 руб.
Результат тот же. Это означает, что малообеспеченные работники не ущемлены в своих правах и получают минимальную сумму в регионе, как и неоплачиваемые работники.
Анализ судебной практики показывает, что, хотя судьи и разделяют эту точку зрения, позиция Фонда ими не поддерживается. В решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 мая 2014 г. N ВАС-5881/14 изложен правильный подход. При определении размера пособий, подлежащих выплате работникам, средний размер оплаты труда следует исчислять из минимального размера оплаты труда с учетом региональных ставок. Верховный суд РФ, ставший высшей судебной инстанцией по разрешению экономических споров, также принял позицию работодателя по данному вопросу. Обратите внимание на определения N 304-КГ17-15715 от 0. 3. 11. 2017 и от 27. 03. 2015 N 302-КГ15-1324. Отобраны для дальнейших более высоких расчетов.
Несмотря на множество проигранных дел, региональное отделение Фонда социального страхования РФ не оставляет попыток отстоять правильность подхода к применению региональной ставки только к пособиям, уже рассчитанным по минимальному размеру оплаты труда (см. постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 мая 2017 г. N Ф02- 1792/17, 24 марта 2010 г.3, Решение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-934/16, 18. 01 Решение Арбитражного суда Северо-Западного округа. 2016 N Ф07-3579/15, 07. 10. 2015 N Ф09-6790/15, Решение Арбитражного суда СЗФО N Ф09-6790/15. Таким образом, выбор способа учета ставки влияет на окончательный размер пособия.