Очередной скандал в социальных сетях — общественность ДНР в ужасе от исков коммунальщиков к неплательщикам за услуги и от того, что их представителей законодательно освободили от уплаты судебных издержек.
Один из сайтов утверждает: «В начале осенней сессии Народного Совета депутаты приняли в двух чтениях законопроект „О внесении изменений в статью 5 Закона Донецкой Народной Республики “О судебных сборах». Как сообщается на сайте совета, после подписания документа генеральным директором ДНР государственные и муниципальные предприятия ЖКХ будут освобождены от уплаты судебных сборов при подаче исков о взыскании задолженности. Поскольку закон был принят совсем недавно, естественно предположить, что коммунальщикам эта привилегия необходима. Например, для подготовки масштабной кампании по взысканию долгов, которая в нынешних реалиях, скорее всего, невозможна без одобрения «высшего руководства».
Да, действительно, такие изменения были внесены в закон о «судебных издержках», одобренный на заседании Народного совета ДНР 5 августа 2017 года. Однако приняты они были в первую очередь для того, чтобы избежать ситуации, когда коммунальное предприятие, и без того испытывающее постоянную нехватку средств, а иногда и зарплат своих сотрудников, в этот сложный период не может оплатить свои судебные издержки. В таких случаях, учитывая удовлетворенные требования, приходится взыскивать в свою пользу с неоплаченных жилищных услуг и с населения. Во многих случаях приходится ждать гораздо дольше, пока эти деньги будут возвращены коммунальной компании. Поэтому, хотя разумнее было бы просто освободить жилищные компании и коммунальные предприятия от уплаты судебных издержек, по ранее действовавшему законодательству суды могли освободить истцов от уплаты судебных издержек, учитывая их материальное и финансовое положение.
И, как видите, освобождаются не только жилищные компании и предприятия ЖКХ, но и многие другие государственные (финансовые) учреждения, такие как школы, больницы, пожарные службы, министерства и народные советы. Иными словами, нет никакой специально организованной кампании по смягчению судебных разбирательств между коммунальщиками и неплательщиками, а есть лишь оптимизация экономических отношений.
Как показывает статистика, за последние полгода она действительно увеличилась в связи с ростом обращений в суд различных коммунальных служб, начиная от энерго- и теплоснабжающих компаний и заканчивая обслуживающими организациями. Однако это связано с тем, что тепло- и электроснабжение недавно перешло под контроль государства, а предыдущие призывы руководства республики не платить «по-украински» были восприняты многими гражданами как призыв не платить вообще. Да, сегодня многие не платят — это понятно. Кто-то не платит из-за близости семейных бюджетов, кто-то не опирается на ДНР, а у некоторых ответчиков долги копились десятилетиями — они приобрели их давно. власть еще до войны. Кроме того, если долг перед коммерческими банками — это всего лишь снижение прибыли этих структур, то долг перед коммунальными службами — это немедленная нехватка финансирования в одной из самых важных сфер нашей жизни. Это катастрофа, когда водопроводные трубы не повторяют, электрики не получают зарплату в срок или в виде сторожа, протечки крыш не устраняются, вместо цветов «гибнут» газоны. Именно с таким разрушением сегодня борются наши коммунальщики, и зачастую это стоит им жизни.
Сервисные компании работают со всеми должниками индивидуально и в большинстве случаев стараются не доводить дело до суда. Они предлагают реструктуризацию долга, выплату долга в рассрочку и другие способы решения проблемы.
Не совсем понятно, кто и почему должен «поднимать волну» против требований коммунальщиков. Это связано с тем, что у судебных органов Донецкой Народной Республики есть направление для тщательного рассмотрения условий каждого коммунального предприятия в отношении неплательщиков.
Комментирует Лилия Резникова, генеральный прокурор по гражданским делам Верховного суда Донецкой Народной Республики:
Одним из возможных видов взыскания задолженности с коммунального предприятия является обращение в суд с заявлением о выдаче коммунальному предприятию судебного решения. Такое заявление рассматривается судом в течение трех дней без вызова должника в суд. После вынесения судебного решения суд не позднее следующего дня направляет его копию должнику.
Должник вправе обратиться в суд с заявлением о его отмене в течение 10 дней со дня получения копии решения суда.
По результатам рассмотрения заявления об отмене судебного решения суд вправе принять одно из определений.
Оставить заявление без удовлетворения,
Отменить решение суда и разъяснить право на обращение в суд,
После отмены или изменения судебного решения предыдущее судебное решение не исполняется.
При рассмотрении каждого иска (требования) суд тщательно исследует обстоятельства дела, рассматривает представленные доказательства, проверяет объем оказанных услуг и сверяет счет-фактуру, согласно ходатайству участника процесса о применении срока исковой давности. Вынесение решения.
В соответствии со ст. 373 ГПК Украины, нельзя забывать, что при наличии обстоятельств, осложняющих исполнение решения (болезнь должника или его семьи, стихийное бедствие и т.п.) Государство или, по ходатайству стороны, суд, выдавший исполнительный лист, обязаны исследовать вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения судебного решения.
ЦРБ ЖКХ ДНР Задолженность: Как Погасить Долги и Избежать Штрафов
Все законы в своем государстве, области или проживая в многоквартирной квартире требуют оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Неуплата грозит обращением в суд с иском о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным услугам. После вступления судебного решения в законную силу жилищно-командный орган подает исполнительный документ или судебный приказ в ГЖУ для принудительного взыскания задолженности.
Взыскание задолженности данного вида осуществляется в соответствии с Временным Постановлением Донецкой Народной Республики от 31 мая 2010 года6 о порядке исполнения. 7-37.
В ходе исполнительного производства государственный исполнитель обладает широкими правами, предусмотренными статьей 11 Порядка. Это вхождение в беспрепятственные помещения и склады, конфискация денег и других ценностей должника, в том числе счетов и вкладов в Центральной Республике. Банк ДНР — арестовать и опечатать имущество должника и передать его для изъятия, хранения и использования в установленном законом порядке. Государственный исполнитель может также обратиться в суд с ходатайством о вынесении обоснованного решения о розыске должника и принудительном проникновении в жилище или иное имущество должника. В случае неявки должника представитель государственного органа принудительного исполнения выносит постановление о принудительном аресте через орган внутренних дел, а если должник уклоняется от исполнения решения суда, государственный исполнитель ходатайствует перед судом о временном аресте. До исполнения обязательств, вытекающих из решения, должнику запрещено покидать территорию ДНР. Государственный исполнитель имеет и другие конкретные полномочия, предусмотренные процессуальным и иным законодательством.
После получения исполнительного документа государственный исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства (а также конфискует имущество должника по ходатайству заявителя для обеспечения своевременного и эффективного исполнения решения суда).
Гражданину предоставляется до семи рабочих дней (с момента возбуждения исполнительного производства) для добровольного исполнения решения суда. В противном случае, если вопрос не решен в добровольном порядке, государственный исполнитель выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 10 % от суммы задолженности, а также расходов, связанных с информационно-техническим обеспечением процедуры исполнения, организацией и проведением исполнительных действий. Для обеспечения исполнения решения применяются меры принудительного исполнения.
Арест имущества должника производится сначала на денежные средства, а затем на движимое имущество (в пределах суммы долга). Если у должника нет достаточной суммы денег или иного движимого имущества, взыскание может быть обращено на недвижимое имущество — землю, дома и квартиры.
Обратите внимание, что после установления дохода должника (пенсия, стипендия, зарплата или другой доход) государственный исполнитель направит постановление о том, где должник получает доход. Размер удержания из пенсии, стипендии или зарплаты должника составляет 20 % от дохода. Удержания у источника будут производиться до полного погашения должником задолженности в соответствии с решением суда, а также исполнительского сбора и расходов, связанных с организацией и проведением исполнительных действий.
Таким образом, чтобы избежать принудительного исполнения судебных решений о взыскании задолженности за потребленные жилищно-коммунальные услуги (отопление и потребленная горячая вода, природный газ и электроснабжение, пользование водопроводом), население должно своевременно или скомпрометировано оплачивать предоставленные услуги. Они обязаны заключить договоры с организациями, предоставляющими эти услуги, и погасить имеющуюся задолженность в соответствии с временным решением.
В целях снижения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, в соответствии со статьями 59 и 60 Конституции Донецкой Народной Республики и статьей 8 Закона Донецкой Народной Республики от 7 августа 2015 года 72-IHC «О нормативных правовых актах», постановляю следующее